Я хочу рассказать о том, как наш ребенок научился чувствовать себя в водной среде уверенно и смело, а главное – с радостью и удовольствием!
Многие родители задаются вопросами: когда и как правильно начинать? Ответ очень прост: прямо с рождения и начинать, а еще лучше во время беременности. Сейчас есть много возможностей для занятий плаванием беременных женщин и малышей, причем можно воспользоваться услугами квалифицированных инструкторов, которые Вам обязательно помогут в процессе занятий. Вот здесь мнение специалистов о плавании во время беременности.
Итак, сначала личный опыт про плавание во время беременности. В тот период я четко почувствовала пользу и удовольствие от занятий плаванием. Эти занятия ("гидротерапия беременных") так нравились, что посещала бассейн три раза в неделю и получала бесспорные результаты:
ü в воде просто легче заниматься физическими упражнениями и вес собственного тела чувствуется меньше, особенно на поздних сроках, когда "на суше" уже нет легкости и свободы движений (а так хочется!);
ü вода снимает напряжение и усталость, улучшает настроение, помогает в жаркие дни без усилий переносить летний зной;
ü в воде предотвращается венозный застой, она мягко массажирует тело, улучшая циркуляцию крови;
ü занятия в воде снимают боли в спине, вызванные естественным во время беременности прогибом поясницы, при этом улучшается гибкость позвоночника.
Во время плавания задействуются практически все мышцы, причем их можно не только нагружать, но и расслаблять (например, с помощью специальных спортивных снарядов для плавания). И огромную пользу при подготовке к родам оказывает дыхательная гимнастика, которой в воде заниматься приятнее и легче. Кроме того, польза плавания очевидна не только для будущей матери, но и для ее малыша, который во время таких занятий тоже плавает (на некоторых упражнениях это можно четко почувствовать и понять, что делает малыш) и тренируется, чтобы предстоящую нагрузку, получаемую в момент рождения, пройти с легкостью.
В бассейн я пришла, как только появилось свободное от работы время (то есть отпуск по беременности и родам) на 30 недели, а вообще можно ходить на любых сроках, если нет медицинских противопоказаний, которые связаны скорее с общим состоянием здоровья, чем со спецификой плавания (обсуждаются с наблюдающими врачами). Что касается нагрузки, то она индивидуальна для каждой женщины, так как ее можно самостоятельно регулировать по самочувствию. Здесь нет стремлений за рекордами, скоростного плавания и подобных вещей. Занятия проводит квалифицированный инструктор и предлагает целых комплекс водных упражнений для беременных. Разнообразие упражнений большое, любая женщина обязательно сможет подобрать что-то себе по желанию - и по силам.
Несомненно, плавание оказывает существенную роль не только в качестве физической подготовки, но и в психологическом плане: развивает выносливость, дает ощущение власти над собственным телом, появляется уверенность в своих силах, а это много значит во время родов.
Вот так мы с малышом плавали вместе и одновременно в период беременности!
А теперь, о раннем плавании малыша.
Наши ожидания от раннего плавания и результаты (ребенку сейчас 10 месяцев) совпали – это, прежде всего, адаптация и знакомство малыша с водной средой и заряд положительными эмоциями.
Водные занятия полезны для ребенка и стимулируют его к изучению окружающего мира и собственных возможностей:
· дают новый опыт и впечатления,
· укрепляют иммунитет, закаливают;
· нормализуют мышечный тонус, развивают вестибулярный аппарат и координацию движений.
Поэтому польза и процесс водных занятий, для нас важнее технических навыков плавания и подобных достижений! Главное – это хорошее настроение у всех участников, желание ребенка и уверенность родителей в своих силах, отсутствие страха перед водной средой. Поэтому наши занятия можно назвать скорее водными играми, без ныряний и пр., чем плаванием в чистом виде...
Первый месяц малыша: знакомство с водой начиналось с маленькой детской ванночки на 6 день жизни ребенка, а опорой при это для малыша были мы – родители. Ведь для него нет никого лучше, чем родные и близкие люди, поэтому водные процедуры ребенка проходили с чувством комфорта и безопасности. Что касается температуры воды, то родители, исходя из своего образа жизни, сами выбирают какой она будет для малыша; традиционно считается, что для начала купания подходит примерно 37 градусов. Однако, наш опыт показал, что для плавания такая температуры воды слишком теплая, ребенок в ней расслабляется и засыпает. Поэтому, чем прохладнее вода, тем активнее ребенок и тем больший оздоравливающий и закаливающий эффект оказывают водные процедуры, но здесь важно смотреть на реакцию ребенка. Продолжительность первых занятий была около 10 минут. Водные занятия выглядели так: мы с мужем чередовали между собой главную функцию – поддержку ребенка в воде на спинке, причем ныряний никаких не делали (!), а всегда держали на поверхности воды и немного поливали водичкой сверху на животик.
Второй – пятый месяц малыша: мы пригласили к себе домой инструктора по плаванию из детского бассейна и организовали водные занятия в большой ванной. Цель осталась прежней, а вот задачи расширились: разнообразить водные занятия, освоить основные поддержки, движения ребенка и упражнения в воде на разные группы мышц.
Профессиональный инструктор выполняет много разнообразных упражнений в воде, я расскажу лишь о тех, которые могут освоить родители.
Также можно воспользоваться специальным чепчиком для плавания (внутри него пенопласт), поэтому он устойчив на воде и помогает ребенку удерживать голову на поверхности воды, а детям с плохой координацией – всё тело.
Вот некоторые упражнения, которые я освоила и выполняла в наших занятиях:
1) «плавание «вперед-назад»: положение ребенка на животе, левую руку положить на затылок ребенка, правой поддерживать голову под подбородок, всё тело ребенка находится в воде, голова на поверхности, проводим ребенка по воде;
2) «восьмерки»: описываем на поверхности воды, каждый раз меняя курс движения.
3) «отталкивание от бортика»: подвести ребенка близко ножками к бортику. Он рефлекторно пытается оттолкнуться от ограничивающего его предмета, постарается выпрямить согнутые ножки.
4) «ловим рыбку»: ребенка держим вертикально за корпус в сидячем положении, ножки согнуты в коленях (ребенок в воде как будто сидит на стульчике, следим, чтобы спина была прямая), вода доходит до подбородка и проводим в воде ребенка «вперед-назад» или рисуем «восьмерки».
5) «зарядка для хвоста»: держим ребенка за плечевой пояс и водим по поверхности воды.
6) «перевороты»: со спины на живот, туда и обратно. Поддержка осуществляется двумя руками: одна рука поддерживает затылок, другая большим пальцем -подбородок, а ладонью – грудь. Вес тела перекладываем с одной руки на другую. Проводим ребенка вперед по ванне, кладем на спину и «плывем» в обратную сторону, затем поворачиваем на живот.
7) «плавание на боку»: ребенка держим за корпус подмышками и боком водим по воде, чередуя стороны.
8) «плавание на спине»: поддерживаем головку ребенка и водим по воде вперед – назад, или описываем восьмерки.
Чтобы ребенок быстро не устал, чередуем выполнение упражнений с разнообразными водными играми: хлопаем ладошками по воде, чтобы сделать брызги; следим за движением водных капелек; прыгаем, делая волны; ловим струю воды из крана, или из лейки; догоняем игрушки; переливаем воду из одной емкости в другую и пр. В общем включайте фантазию и веселитесь.
Пятый месяц и настоящее время (десять месяцев): поход в детский бассейн. Малышу становится недостаточно места для водных занятий в ванной (главный образом, из-за роста - начинает просто ходить по дну ногами и играть с игрушками, переходить из одного конца в другой). А вот бассейн открывает простор для разнообразных занятий, игр и новых умений. Первое время, ребенок присматривается к новым условиям и не стоит его в этом торопить: новое помещение, люди, значительно больший объем воды и прочее. В бассейне занятия проводит инструктор по плаванию, которые начинаются с упражнений на «суше», а потом плавно переходят в воду. Поэтому первые занятия в бассейне были ознакомительные и выполняли только игровые моменты: общение друг с другом, улыбки, подбадривания и одобрения любых активных действий, манипулирование различными игрушками, прыжки в воде (их наш ребенок очень любит).
После успешной адаптации, занятия длятся около 30 минут и базируются на совместном плавании инструктора и ребенка, происходит подготовка всех групп мышц и координации движений для постановки техники в будущем. Упражнения выполняются такие же, как и в ванной, только поддержки изменились (не за головку, как младенца, а за ручки, ножки или корпус).
Детям необходимо, организовать занятия в игровой форме, например, «плывем до цели»: берем не тонущие резиновые игрушки, или игрушки на присосках (приклеиваются к бортикам бассейна) и малыш сразу начинает их догонять. Ребенка поддерживаем под живот, давая возможность активно грести руками и ногами. «Крутимся-вертимся»: с живота на спинку и наоборот, удерживая ребенка под мышки или за ладошки. «Прыжки в воду с игрушками с бортика бассейна» и пр.
Таким образом, водных упражнений и игр существует очень много, здесь важно учитывать интересы и предпочтения ребенка.
После плавания, как и после любой физической нагрузки нужен отдых. Ребенка нужно разу покормить, чтобы восстановить потерянные силы и желательно дать поспать (у нас засыпает сразу в машине по дороге домой).
Следует учесть, чем старше становится ребенок, тем важнее для него атмосфера занятий и получение новых впечатлений: в воде должны находиться яркие игрушки, за которыми он будет плавать или доставать их со дна. Обязательно разговаривайте с ребенком, пойте песенки, рассказывайте веселые водные стишки, радуйтесь и хвалите за успехи. Не делайте из занятий методичное выполнение проводок и упражнений, а больше играйте, плескайтесь и делайте брызги, волны. Веселые занятия будут ребенка только радовать, доставлять удовольствие и никогда не наскучат.
Необходимо также знать, что прогресс в занятиях не будет бесконечным и постоянным, иногда происходят застои и отступления назад. Но мы не расстраиваемся и не настаиваем, ведь у нас нет цели на олимпийский заплыв, поэтому внимательно и чутко учитываем колебания настроения и самочувствия своего ребенка. Кроме того, ребенок растет, осознание происходящего укрепляется, появляются новые навыки и эмоции, желание продемонстрировать характер и собственную независимость. Поэтому то, что вчера приносило радость и веселье, сегодня может обернуться слезами. Не пугайтесь и не бросайте занятия, нужно сделать перерыв и не стоит совсем бросать общение с водной стихией.
Кочуганова Анна.
|